Лого

Search
Exact matches only
Search in title
Search in content
Search in comments
Search in excerpt
Filter by Custom Post Type

Среднее образование для детей-инвалидов

Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

Ребенок с инвалидностью может интегрироваться в общество с самого рождения, может ходить в детский сад и школу, получать профессиональное образование. Так ему доступна полноценная жизнь. И система образования помогает таким детям.

IMG_94651

Ольга Супилка
Исследовала вопрос

Право на образование

Инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право на:

1. Среднее образование;
2. Профессиональное образование;
3. Обучение в соответствии с адаптированными образовательными программами и индивидуальными программами реабилитации и абилитации инвалидов.

Органы государственной власти и образовательные организации:

— подробно информируют инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей по всем вопросам получения общего, профессионального образования, обучения и реабилитации инвалидов,

— оказывают психолого-педагогическую поддержку при получении инвалидами образования,

— в том числе при получении общего образования детьми-инвалидами на дому и в форме семейного образования.

Формы организации учебного процесса для инвалидов

Детей-инвалидов обучают:

— в общеобразовательных школах совместно с другими обучающимися,

— в отдельных классах, группах или в отдельных организациях по адаптированным основным общеобразовательным программам,

— на дому (семейное, домашнее, дистанционное).

Обучение инвалидов в школах

Прием детей-инвалидов в школу проходит в соответствии с общим порядком поступления.

Важно!

Результаты медицинского обследования перед поступлением в школу и результаты обследования психолого-медико-педагогической комиссии не должны содержать в заключении противопоказаний к поступлению в массовую школу.

Школы не имеют права отказывать в приеме детям инвалидам, но не обязаны создавать специальные условия для учеников с ограниченными возможностями.

Для принятия школами детей-инвалидов организовывают «безбарьерную» среду — ребенок должен передвигаться по школе без проблем. Для этого помещения школы адаптируют:

— Устанавливаются пандусы для инвалидов-колясочников, монтируются подъемники на верхние этажи.

— Ступеньки окрашиваются ярким цветом для слабовидящих детей.

— Стены в коридорах оснащаются держателями — поручнями, а пол должен иметь рельефное покрытие.

— Устанавливаются одноместные парты с регулируемыми столешницами.

— Монтируются сигнальные лампочки для слабослышащих детей.

— Переоборудуют столовую, раздевалки, туалет, спортивный зал, библиотеку.

— Оборудуются учебные кабинеты наушниками и акустическими приборами.

Пример оборудования учебного места в классе для инвалида-колясочника

Чтобы обучать детей-инвалидов, педагогам приходится проходить переподготовку. Потому что они не готовы одновременно обучать две категории детей. Ведь это не только дополнительная подготовка к уроку, написание дополнительного поурочного плана и разработка наглядных пособий, но и умение правильно и результативно донести до инвалида учебный материал.

По этим причинам директора стараются оградить школу от такого ученика, уговаривая родителей перевести его на надомное или специализированное обучение.

Обучение по адаптированным общеобразовательным программам

Единственным ограничением для обучения детей-инвалидов в обычных школах является состояние здоровья.

Согласно заключению психолого-медико-педагогической экспертизы и с согласия родителей инвалиды определяются в специализированные учебные заведения.

В зависимости от видов и степени нарушений психофизического здоровья учащегося такие заведения делятся на 8 видов:

1. Для неслышащих учеников. Здесь педагоги и воспитатели, совместно с врачами-специалистами и психологами занимаются воспитанием, обучением, социализацией и профессиональной подготовкой детей с полным отсутствием слуха. Главное внимание уделяется формированию навыков логического мышления, развитию вербальной речи, расширению речевой практики. Много работы проводится для развития и максимально возможного сохранения остаточного слуха.

2. Слабослышащие и позднооглохшие. Главная задача специалистов, работающих в таких школах, — это преодоление и коррекция последствий, связанных с нарушениями или потерей слуха. Педагоги стимулируют развитие речи, формируют навыки чтения с губ. В таких школах дети занимаются на двух отделениях. В первом — имеющие небольшие проблемы, связанные с нарушением слуха, такие как дисграфия и дислексия, фонетико-фонематические отклонения в речи. На другом отделении занимаются с учащимися, имеющими большими проблемы в развитии речи из-за серьезных нарушений слуха.

3. Незрячие. Здесь учатся дети с полным отсутствием или минимальным остаточным зрением. Максимальное сохранение остаточного зрения — это то, что ставят за цель сотрудники школы. Обучение построено на тактильно-кинестетическом и слуховом восприятии. С учениками постоянно контактируют врач-офтальмолог, педиатр и психоневролог. Много внимания уделяется тому, чтобы незрячие обучающиеся могли общаться и сотрудничать со зрячими взрослыми и детьми. Обучающие программы здесь соответствуют образовательным школам, но с учетом специфики и особым подходам к физвоспитанию, производственному обучению, черчению и рисованию.

4. Слабовидящие. В отличие от школ III типа главная задача, которую решают специалисты этого учреждения, — компенсация нарушения зрения и его по возможности его восстановления. Для этого создается специальный щадящий режим. В работе используются специальные технические средства, в том числе аудиозаписи, рельефный наглядный материал, особые технические и оптические средства. Важно соблюдение требований к освещению, индивидуальному режиму, дозирование зрительных нагрузок.

5. С нарушениями речи. Это специальные центры, которые созданы при поликлиниках. Здесь логопеды помогают детям и взрослым устранить нарушения речи. К этому же типу относятся и специализированные детские сады и школы с тяжелой патологией речи Тут занимаются лечением и исправлением нарушений в устной и письменной речи. В конце каждого учебного года комиссия оценивает состояние ребенка, если есть улучшение состояния, он направляется в общеобразовательную школу.

6. С нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. В этих школах проводится не только образовательная, но и терапевтическая деятельность. Главная задача, помимо обучения, это максимальное восстановление двигательных функций организма, преодоление нарушений, профессиональная подготовка и социальная реабилитация таких ребят.

7. Задержка психического развития. Здесь проводится учебно-воспитательная работа с детьми, отстающими в интеллектуальном и психическом развитии. Кроме того, проводятся лечебно-воспитательные мероприятия для устранения причин неуспеваемости в школе. По итогам каждого года принимается решение о возможности вернуть ребенка в общеобразовательную школу или направление в специализированное учебное заведение другого типа.

8. Умственно отсталые. Главная задача этой школы — подготовка учащихся к обучению в специальной коррекционной школе. Кроме воспитательной работы проводятся и терапевтические мероприятия. Много внимания уделяется не только освоению школьной программы, но и получению трудовой специальности, подготовке к будущей профессии и самостоятельной жизни.

Помимо основных школ 8 типов, есть и специализированные школы-интернаты для слепо-глухо-немых детей, центры для учащихся с аутизмом и синдромом Дауна. Особенность таких учреждений состоит в том, что для обучаемых в них создается особая развивающая среда для получения образования по специальной программе. Кроме того, здесь применяются специфические методики воспитания и развития, созданы условия для лечения и исправления нарушений развития.

Каждая школа самостоятельно разрабатывает учебный план для реализации программу подготовки учащихся, учитывая особенности психофизического развития.

Обучающиеся инвалиды:

— живут в образовательном учреждении,

— обеспечиваются государством питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем.

В таких школах учеников сопровождают педиатры, врачи-специалисты, психологи. Они помогают педагогам строить учебно-воспитательный процесс с учетом нарушений в развитии. Дети при необходимости получают медикаментозное лечение, физиопроцедуры, для них организуются занятия лечебной физкультурой, массаж и другие коррекционные и терапевтические мероприятия.

Так или иначе, ни один инвалид детства не остается без образования, независимо от характера заболевания.

Домашнее обучение

Решение о переводе детей-инвалидов на домашнее обучение принимается отделом образования местной администрации с согласия родителей. Для организации обучения детей-инвалидов на дому необходимы документы:

1. Письменное заявление родителей ребенка;

2. Заключение врачебной комиссии медицинской организации о нуждаемости ребенка в обучении на дому по медицинским показаниям. Перечень заболеваний, наличие которых дает право на специальные условия получения образования для детей-инвалидов на дому, утвержден Министерством здравоохранения и находится в свободном доступе.

Обучение детей-инвалидов на дому организуется на основе договора между отделом образования местной администрации, школой, обучающимся и его родителями.

Для обучения на дому есть две формы преподавания:

— семейная;

При этом учителя из общей школы не участвуют. Образованием ребенка занимаются его родители: самостоятельно либо с привлечением преподавателей. В этом случае семье выплачивается денежная компенсация, включающая затраты на обучение и воспитание. Между родителями и школой заключается договор, по которому проводится промежуточные аттестации знаний. В случае плохих результатов договор расторгается, а компенсация возвращается.

— надомная.

Надомная форма обучения предусматривает выплаты на двухразовые горячие обеды, труд прикрепленных учителей школы оплачивает государство. Преподаватели занимаются с ребенком на дому и проводят аттестацию по итоговых экзаменах определенных предметов. Ребенок, обучаясь дома, получает полное образование, уровень которого не отличается от общего.

Парта для обучения на дому детей-инвалидов с нарушениями координации

Если школа отказывается предоставлять услуги по обучению инвалида на дому, родители должны взять от директора письменное разъяснение почему ребенка не хотят принимать. С ним родители могут обратиться в департамент образования своего города или области, в прокуратуру и даже в суд.

Дистанционное обучение детей-инвалидов

При обучении в дистанционном режиме можно:

— проходить обучение в общеобразовательном учреждении, независимо от материальных условий семьи инвалида и от места ее проживания;

— слушать лекции в удобном для себя месте, заниматься по расписанию, согласованному с родителями школьника, применяя специализированное компьютерное оборудование.

— получать дополнительное образование;

— использовать и получать навыки коллективной работы;

— пройти подготовку к поступлению в ВУЗ;

— развивать творческие способности школьника;

— участвовать в исследовательской работе;

— консультироваться с профильными врачами (психологом, логопедом, дефектологом и т. д.).

Достижение дистанционного обучения — возможность соединения нескольких детей-инвалидов для проведения уроков в режиме он-лайн. Ребенок с ограниченными возможностями не чувствует себя одиноким и приучается к работе в команде. Одновременно дети-инвалиды получают навыки работы с персональным компьютером, осваивают новые информационные технологии.

Такая форма учебного процесса поможет ребенку-инвалиду дистанционно обучаться и в высшем или среднем профессиональном учреждении, не испытывая сложностей в учебе.

Более детально о дистанционном образовании посмотрите в статье Онлайн-обучение для инвалидов.

Аттестация знаний при обучении детей-инвалидов на дому

Для контроля качества обучения на дому регулярно закрепленными школами проводятся аттестации знаний.

Каждая контрольная работа проводится согласно графику, утвержденному руководителем школы или учебного центра. Режим очного взаимодействия обеспечивается с помощью специальных компьютерных программ. Ученик устанавливает камеру таким образом, чтобы преподаватель мог видеть рабочее место. Подобный режим исключает использование подсказок как в устной, так и в письменной форме.

Обучающиеся с низким темпом работы выполняют контрольную работу в несколько этапов. Учителя не имеют права нагнетать обстановку, преувеличивая значимость прохождения аттестации.

По окончанию обучения проводится итоговая аттестация и выдается диплом государственного образца о получении среднего образования.

Подытожим

1. Каждый ребенок может учиться.

2. Форма образования определяется согласно заключения психолого-медико-педагогической комиссии и желания родителей.

3. Современные технологии позволяют детям-инвалидам получить необходимое образование и стать полноценными членами общества.

4. Аттестации, проводимые по результатам обучения, позволяют получить аттестат о среднем образовании и возможность учиться дальше.

Мы помогаем пожилым и инвалидам бесплатно и на льготных основаниях

Гарантированные государством социальные услуги помимо НСУ в нашем ЦСО. Узнайте, какие положены в вашем случае и выберите необходимые.

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.
Вернуться к списку статей